Я верю в "Путь Зерна"
9 июля — 20 лет со дня рождения алтайского поэта, главы молодежной студии «Перо поэта», а также сына, друга, брата и наставника Евгения Ходченко.
"Нельзя молчать, когда ты уверен в том, что должен говорить", — цитата Евгения на его странице "Вконтакте".
"Его уже нет с нами, но нам осталась память о нём и его творчество. Он ушёл из жизни сам, по версии следствия. Это случилось 12 октября 2016 года. Ему было 17 лет.
Многим из нас, наверное, его жизнь показалась бы устроенной и прекрасной: семья, друзья, успехи в школе и за её пределами; творчество и открывающиеся в связи с ним перспективы. Многие из нас, наверное, радовались бы такой жизни. Но он, видя прелести мира, не мог смириться и с его недостатками: холодностью и лицемерием людей, попиранием личной свободы и многим другим. То, что мы воспринимаем как данность и предпочитаем не замечать в повседневной жизни, резало его душу словно ножами. И он хотел обратить на это внимание.
Да, он и сам был небезгрешен. Подчёркивая ценность свободы и не признавая привычных ориентиров (устроенная жизнь, хорошая работа, материальное благополучие), поддерживал образ разбитного гуляки. Но за завесой этого образа кипела упорная работа. Читать и писать, читать и писать, читать и писать! Найти мысли, найти слова. Принести пользу", — из группы памяти Жени "Вконтакте".
— Сейчас перебирала фотографии, обратила внимание, что он на всех практически фотографиях с улыбкой... — Анна Ходченко, мама Жени.
Детство
Женя Ходченко рос жизнерадостным, любознательным и невероятно добрым ребёнком. Он легко включался в мероприятия: сначала семейные, затем в детском саду и позднее — в школе. Маленький Женя очень любил слушать сказки: каждый вечер, укладываясь спать, родители обязательно их ему читали. И даже если он знал сказку наизусть, всё равно просил повторить её. Помогая родителям и рассказывая, что было дальше. Ещё Женя играл книгами: строил домики, даже не зная и не понимая, что это такое – поэтому Анна, мама Жени, считает, что тяга к книгам у мальчика была всегда.

— Дедушка подарил Жене на день рождения на 5 или 6 лет огромную книгу сказок. Эту книгу положили на диван, а Женя с Максимом (младшим братом) начали прыгать на этом диване. В какой-то момент Женя заметил, что книга лежит тут под ногами, и что на неё можно случайно прыгнуть, тогда он взял её и убрал с дивана. И только потом Женя вернулся и начал прыгать дальше. Он бережно отнёсся к книге, хотя и был ещё маленьким, — рассказывает мама.
Если кому-то было плохо — маленький Женя переживал. Однажды зимой бабушка забрала его из детского сада. По дороге домой бабушка поскользнулась и упала, а Женя в три-четыре года пытался её поднять. Потом всю дорогу он спрашивал, не ушиблась ли бабушка. А когда семья приезжала к прабабушке, — она уже тогда не ходила — Женя садился рядом с ней, старался развлечь её разговорами и какими-то играми. В школе Женя приглядывал за младшим братом. Ещё Женя ходил смотреть, как брат занимался танцами. А дома родителям он рассказывал, что там интересного увидел.
С самого детства Женя был дипломатом: он всегда высказывал мнение и мог настоять на своём, но при этом у него был талант находить компромисс: родители сами не успевали заметить, как маленький Женя в процессе разговора договаривался о каком-либо поручении и заботился о своих интересах. Он был очень послушным ребёнком. Женю просто не за что было ругать или обижаться. И мама понимала, что у маленького Жени был стержень, который уже тогда, в детстве, проглядывал.

— Я не помню, чтобы он плакал в детстве. Как-то раз Женя упал с велосипеда на асфальт, проехался на коленях и ободрал их. Все кинулись к нему, а он встал и спокойно отряхнулся. Я тогда поразилась, что он не заплакал. Не плакал Женя и в 4 года, когда сильно заболел: лежал, молчал, не жаловался и терпел. Не плакал, — вспоминает мама.
— Я считаю, что Женю окружают – по жизни сопровождают – очень хорошие, правильные люди. С какими-то ценностями, среди прочих — вот так бы я сказала, — мама Жени.
А не так давно мама Жени общались с его воспитателем в детском саду — Мариной Козловой. Она работала с маленьким Женей с двух до семи лет. Воспитатель вспоминала: Женя один из немногих ребятишек, которые после прочтения книжек подходили и задавали вопросы. Женя не уходил играть, если ему что-то было непонятно. Воспитатель рассаживала детей в кружок, и они слушали сказки. Она читала их в образах, и ребятишки смеялись. А Женя — нет. Он слушал, разинув рот. И как-то раз воспитатель спросила: "Женя, тебе разве не смешно?", а он ответил ей: "А что было дальше?"
Отрочество
В шесть лет Женя пошёл на футбол и занимался им до восьмого класса. Примерно во втором классе его выбрали бессменным капитаном:
— Мне кажется, у него не было осознанного желания быть лидером или главным. У него не было такого стремления, но люди к нему тянулись. Как раз из-за его отношения, из-за его душевных качеств, — рассказывает мама.
Женя умел и сказать правду в глаза. И поэтому в школе с некоторыми педагогами он не нашёл взаимопонимания — не всем приятно услышать правду.
В подростковом возрасте я уже понимала, что не мы его чему-то учим. Я говорю сейчас не о бытовых вещах. А о моральном, в духовном плане. Я понимала, что мы за ним тянемся. Я это чувствовала, — мама Жени.
Если Женя брался за какое-то дело, то погружался в него с головой:
Когда Жене было 13 лет, он увлёкся рэпом вместе с двумя своими друзьями — Сергеем и Артёмом.
— У них сформировался их собственный вкус. Тексты писал Женя, Сергей делал минуса. Женя тоже иногда делал минуса, хотя и не было у него музыкального образования... Они связывали с этим планы на будущее. Даже записали клип, — рассказывает мама.
В какой-то момент ребята поняли, что им нужно помещение для записи качественного звука. Они обратились к директору школы — у них за сценой было подсобное помещение, заваленное всяким мусором. Мальчики уговорили директора отдать им комнатку: сами вычистят это место, отремонтируют и сделают звукозаписывающую студию. Директор разрешил. Ребята за год выгребли мусор, сделали ремонт. Поставили пластиковую дверь, аппаратуру. Сделали там будку. Все карманные деньги весь год копили и тратили только на благоустройство студии. Родители, конечно, помогали материально:
— Это была действительно звукозаписывающая студия. Пусть и маленькая, но студия. И когда они всё это сделали... У них директор отобрал ключи… Естественно для ребят это было большое разочарование. Они столько сил туда вложили, с душой… Ну, технику они забрали, всё остальное осталось там, — делится мама.
Как и все подростки, становясь старше, Женя претерпел кое-какие изменения в характере. По словам мамы, у Жени развивалась ответственность, ведь за что бы он не брался, у него было стремление сделать это на сто процентов хорошо и качественно. А если Жене не хватало умений или знаний, он брался и учился. Парень не допускал плохо сделанного дела.
— Если участвовал в школьных мероприятиях, например, Женя бежал кросс, то кровь из носу, но он должен был награду школе принести. Потому что его выставили, на него понадеялись. Если это было культурное мероприятие, когда в театральной студии занимался, очень было видно: первые выступления были, конечно, слабенькими, потому что Женя не занимался до этого на сцене вообще, но сколько он вкладывал в это сил… — рассказывает мама.
Он помимо того, что ходил на репетиции в "Космос", ещё дома закрывался в комнате и гонял эти произведения, которые они отрабатывали. Он их гонял — даже не скажу, сколько это занимало времени — он реально всё это отрабатывал. Это может показаться лёгким, что у него вот так легко всё получалось. Нет. Он над этим очень работал, — мама Жени.
В 14 лет Женя пришёл в театральную студию "Маскарад". Туда его лично пригласила руководитель — Елена Дацун. Ей о Жене рассказала одна из руководителей ансамбля народного танца "Коробейники" Ольга Строчкова — мама Артёма, друга Жени. Ольга сказала, что есть интересный парень, пишет стихи, записывает рэп. Она советовала Жене идти в "Маскарад", но он стеснялся. И тогда Елена написала ему сама во "Вконтакте":
— Написала, что знаю о его стихотворениях, пригласила познакомиться. Женя пришёл. Я попросила его почитать что-нибудь из стихотворений. И когда Женя прочёл, я обалдела. Мальчику 14 лет, а такая глубина... — вспоминает руководитель народного коллектива театра-студии "Маскарад" Елена Дацун.

В "Маскараде" Женя занимался тем же, чем и остальные ребята: у него не было никаких привилегий, он делал тренинги и этюды на животных. Ребята занимались и пластическими тренингами, но больше времени уделяли драматургическим спектаклям, где учились по-настоящему переживать. Жене всё это было интересно.

— У нас Женя был одним из первых везде. Он единственный, кто был основным ведущим мероприятий, концертов различного уровня. Женя также выступал в роли соавтора сценария: мы обращались к нему, чтобы он писал подводки в стихотворной форме – у него это мастерски получалось. Однажды Женя сам подготовил конкурс красоты на 8 марта, что проходил среди школьниц города Новоалтайска, — рассказывает руководитель студии.

В театральной студии к Жене постоянно обращались, чтобы он вёл концерты. По словам руководителя, Женя был хорошим оратором:
— Мы его везде – и в пир, и в мир. И он готов был к этому всегда. Он часто даже сам приходил и спрашивал: «ну что там у нас дальше? Где бы мне поработать? Над чем бы?» ему было всё это очень интересно, и он активно проявлял желание, — комментирует Елена.

В 2015 году на Дельфийских играх добавили новую номинацию – поэтическое творчество. Женя участвовал в ней и взял серебро.
— Золото не дали никому и, по-моему, даже бронзу. Это была весомая победа. Но Женя был недоволен. Он хотел быть лучшим и первым. Женя очень любил Дельфийские игры – они наводили на него романтические чувства, вдохновляли,— вспоминает Елена.
Когда Женя поехал на Дельфийские игры во второй раз, то он получил только приз зрительских симпатий. По мнению жюри, его выступление нельзя было оценить — "это было не чтение стихов, а театральная постановка".
По словам друзей, Женя был отзывчивым, всех прощал и не держал обид, всегда приходил на помощь. Был как будто бы "святым". А некоторые сверстники относились к Жене с благоговением: проникаясь глубиной и мудростью его поэзии, они считали парня "наставником" или "маэстро", обращаясь к нему на "Вы".
Женя любил ходить на поле и писать стихотворения там. Друзья очень часто собирались вместе, веселились и дурачили как и все подростки. Иногда Женя зачитывал друзьям заготовки стихотворений, но только когда ребята сильно уговаривали его.
А вот мама считает несколько иначе. Женя ценил дружбу, но понимал её гораздо глубже, чем другие. Поэтому он чувствовал среди друзей некоторое одиночество, хотя и был общительным и дружелюбным.
В стихах Жени не должно было быть халтуры. Но знаний кое-где не хватало, и поэтому в 14 лет Женя пошёл в литературный салон и создал там молодёжное направление с ребятами, которые тоже писали стихи. Жене помогли взрослые авторы, например — Сергей Климов (он был у Жени наставником). В объединении Женю и других ребят обучали не просто написанию стихов, но и моментам стихосложения, о которых он не знал. Женя погрузился в это, чтобы стихи были настоящие — звучали красиво и грамотно.
К 16 годам Женя собрал небольшую библиотеку — в его комнате стоит стеллаж с книгами, которые были собраны им самим. Карманные или подаренные на день рождения деньги в большинстве своём тратились Женей на книги.
Дома он практически не занимался литературой — в основном обрабатывал стихи. Парень очень много времени проводил на природе, на улице Анатолия был пустырь, Женя часто ходил туда, садился на камень и читал. Читая, он что-то помечал, анализировал, писал тут же свои стихи.
— Он рассказывал, что на пустыре сидел в поле и читал книгу. По улице проезжала полиция, они его увидели, остановились, подошли к нему. Спросили, что он тут делает и не поверили, когда Женя ответил "читаю", — в этот момент книги в руках не было. Тогда полицейские попросили парня открыть рюкзак. Женя открыл.Там на самом деле были книги. И он мне потом говорил: "людям даже сложно поверить, что я там просто сидел и читал..." — рассказывает мама.
У Жени было очень чувственное восприятие мира, ему удавалось вдохновляться везде. Он ходил в церковь, верил в Бога, искал истину.
Женя был сильно погружён в себя, но в то же время он был и общительным. К нему тянулись люди, общались с ним, и в этом общении парень черпал вдохновение. Черпал он вдохновение и в страданиях: неразделенная любовь, предательство друзей, рефлексия, грусть — это отражено в его поэзии.
Женя был внимательным и всё подмечал. Он очень внимательно слушал людей, анализировал их поступки, чувства и ситуации. Интересовался творчеством в целом: театром, искусством. Женя видел куда глубже других людей.
— Рядом с домом растёт кустарник. Там однажды поселился бездомный. Женя ходил к нему и подкармливал. Брал продукты из дома и относил ему. Такие эпизоды... Женя замечал, это находило отражение в его стихах, — вспоминает мама.
Как уже было сказано ранее, любовь к литературе у Жени была врождённой. А первое стихотворение он написал в первом классе. Мама Жени рассказала, что тогда в городе объявили конкурс стихотворений на спортивную тему. Женя решил поучаствовать, и они с мамой написали стихотворение вместе. Конечно, мама ему помогала. Но ребёнок и сам старался придумывать рифмы и строки.
Женя Ходченко со своим первым стихотворением занял первое место. Он был тогда очень рад и счастлив.
В средней школе любовь к литературе только усилилась. Педагог по русскому языку и литературе Татьяна Козловская была любимейшим учителем Жени.
— Я думаю, они даже были привязаны друг к другу. Помню, учительница рассказывала: когда они с Женей поехали на очередной конкурс чтецов: дорога предстояла долгая — ехать было далеко. "Мы сели в автобус, и я думаю, о чём мы будем с ним разговаривать — ведь это же мальчишка... Но я не заметила, как прошло время поездки — между нами завязался такой разговор! Он рассказал всё и про себя, и про меня выспросил", — поэтому я считаю, что это ещё одна важная черта Жени — умение слушать и слышать человека. Эта врождённая любознательность, любовь к чтению, те преподаватели, которые встретились на его пути. Думаю, это всё и повлияло на мировоззрение Жени. И развило его, — комментирует мама.
Женя очень любил Бориса Пастернака, Иосифа Бродского и Сергея Есенина. Но вне конкуренции был Фёдор Достоевский. Женя перечитал всего Достоевского. Он зачитывал маме отрывки его произведений, и это сопровождалось возгласами: «Мам, ты послушай, как он пишет! Мам, ты послушай, что он говорит!»
— Женя любил Достоевского за то, как он понимал человеческую душу. А вот Льва Толстого Женя не оценил совсем. Когда задали "Войну и Мир", он прочитал все четыре тома, осилил. И я собиралась в городскую библиотеку, а Женя сказал: «Мам, сдай, пожалуйста, Толстого. Я прочитал всё. И передай, чтобы сожгли», — мама Жени.
Родители предлагали Жене выпустить свой сборник стихов. Они неоднократно с ним об этом говорили. Ведь исписанных стихами блокнотов у Жени было очень много, но он отказывался, говоря, что не будет брать деньги у родителей и всё делает сам.
А однажды бабушка рассказала внуку, что познакомилась с женщиной, которая в Барнауле состоит в литературном сообществе, и Женя попросил познакомить его с ней, чтобы он передал ей стихи. Жене хотелось, чтоб опытные литераторы края оценили его творчество. Знакомство произошло не сразу.
Женя сам по описанию нашёл это женщину. Представился, рассказал о бабушке, передал стихи и таким образом вышел на алтайских литераторов. А вскоре стал встречаться с ними на конкурсах, и некоторые стихи Жени попали в сборник алтайских поэтов «Пять шагов».
Женя многому научился в литературном салоне. Взрослые литераторы повлияли на творчество юного поэта. А Женину маму всегда радовало и удивляло, как он находил знакомство с достойными людьми. С Леонидом Бахаевым, например, – руководителем Мерзликинского салона. Они обращались друг к другу по имени и отчеству: "Леонид Фёдорович" — "Евгений Владимирович".

Ну а на конкурсе стихов «Облепиха» Женя познакомился с министром культуры Алтайского края Еленой Безруковой. Женя подошёл к ней сам. Они пообщались, и министр тогда его запомнила.
— Меня поражало, что он находит себе пути. Самостоятельно добивается. И у людей остаётся... отпечаток. Ведь они общаются с нами [с семьёй], и отзываются о Жене только добрыми словами, которые подтверждают его талант. И это всё Женя сделал сам, — мама Жени.
Женя принимал участие во всех спортивных соревнованиях от школы, и где бы парень не участвовал, он всегда занимал призовые места.
И в 9 классе за заслуги и ведение активной школьной жизни Жене предложили съездить во всероссийский детский лагерь "Океан". В лагере Женя познакомился с интересными людьми, он нашёл там друзей, с которыми продолжал общение и после поездки. Но больше всего ему запомнилась дорога — 5 дней на поезде: разговоры, песни, веселье, смех, плацкартный вагон. И, конечно, прекрасные виды Приморья:
— Наша семья из Приморского края, мы приехали на Алтай. И я Жене в детстве очень много рассказывала про Приморье, про природу. Сама очень люблю этот край. И после Жениного возвращения из "Океана" он сказал такие слова: "мам, теперь я понимаю, почему ты так любишь Приморье". Его впечатления от тех видов нашли отражение в стихах. После поездки он написал одни из самых, по моему мнению, красивых стихотворений: "Выходит солнце будто из...", "Воспоминание", "Желанье жить", — комментирует мама.
На одном из вечеров в "Океане" Женя решил выступить и прочитать свои стихи. Но ВДЦ "Океан" — это лагерь, где за один сезон собираются свыше одной тысячи детей. А Женя никогда ещё перед такой аудиторией не выступал. Но успешно выступив, он говорил затем маме: "Я испытывал мандраж, когда вышел. Никогда не видел столько народу, да ещё читать свои стихи перед ними, но я сделал это. И меня так тепло встречали, мои стихи так понравились... И мне теперь не страшно выступать ни в каком зале!"
А в 10 классе Женя решил поучаствовать в олимпиаде по литературе. На школьном уровне он занял первое место. На городском уровне — первое место, но победа далась нелегко: за час работы Женя успел не только выполнить задание, но и написать сонет. И при проверке заданий жюри не хотело отдавать Жене первое место — эксперты посчитали, что стихотворение он списал. Но за Женю вступилась его учительница — Татьяна Козловская. И Женя всё же занял первое место. Затем был краевой уровень, мама Жени вспоминает: "вечером после краевой олимпиады Женя сидел в комнате и ждал результаты. Он очень волновался. Ведь для него это был первый большой шаг. И когда выставили в нет эту таблицу, — а я сидела в другой комнате — я услышала крики. Побежала к Жене, а у него был такой хохот, такая радость... Я посмотрела, а там: "первое место – Евгений Ходченко".

Уже тогда, смеясь, Женя понимал, какая работа его ждёт, он волновался, готовился, был в предвкушении. Женя начал вести записи:
"Прирождённый литературовед (будущий или настоящий – неважно) надпись "КОВКА" непроизвольно читает как "Кафка" , при слове САД вспоминает не "отдельную территорию, где высажены декоративные либо плодовые деревья, кустарники, цветы", а французского писателя, предшественника Садизма – Маркиза де Сада.
К счастью, как-то ненароком, случайно мне удалось попасть в круг таких людей. Здесь стоит добавить о "прирождённом": я вообще отвергаю в большинстве случаев талант. Талант есть усердие. Все, что я знаю и умею, только благодаря тому, что я действительно верен своему делу(,как оказалось, не достаточно), готов нырнуть в него с головой, захлебнуться и даже не кричать о помощи. Я буду только счастлив захлебнуться литературой…
Итак, билеты куплены, сумки собраны, термины вызубрены. Я готов лететь..."


Всероссийская олимпиада проходила в городе Курске. Именно туда Женя отправился с тремя ребятами — они участвовали по другим предметам. Они прилетели в Москву, а оттуда на электропоезде — в Курск.
"Открытие. Вся процессия происходила в Курском Гос. Университете. Зал, чуть меньше , чем в АГУ, был забит. 250-350 человек со всей России. Будущие Литераторы от Сахалина до Крыма! Я занял напряжённую позу и вглядывался в эти незнакомые, но уже полюбившиеся лица. Нам приготовили небольшой концерт + стремительные речи членов жюри и составителей заданий. Было интересно. Все закончилось". Как рассказала мама, Женя блестяще справился с устной частью, а вот в письменной ему не хватило баллов:
"У входа в аудиторию я почувствовал, как горели мои щёки. Я взял себя в руки и был готов ко всему( после некой Ноны Слепаковой, которая досталась мне на крае, ничего не страшно). Сел прямо перед доской, на первую парту. Говорят, что зелёный цвет успокаивает… Начали раздавать тексты. Протянув свою шею и заглядывая в текст соседки, так как мне ещё не выдали, я прочитал крупным жирным шрифтом "О.Э. Мандельштам". Я был взволнован, обрадован, как никогда. Один из любимых поэтов? Здесь? Достался мне? Я писал сразу в чистовик, исписал 12 страниц, писал практически без перерывов, пять часов, мой ноготь на большом пальце посинел, а ладонь с трудом принимала естественное положение, в глазах рябило, голова кружилась… (Здесь стоило бы остановиться и пояснить уважаемому читателю, что погружать его в нескончаемую чехарду литературных терминов и тропов, в ,как правило, тёмную бездну биографий авторов разных времён – лишняя трата времени. То есть я пишу о своих впечатлениях , а не о том, что я писал и что мне досталось. В этом случае моя статья станет длиннее в несколько раз…)
Я вышел и был почти доволен собой. Как оказалось потом, это задание я провалил. Бог с ним!.."

Конечно, Женя был несколько расстроен результатами олимпиады, но ему запомнилась атмосфера:
"Вернувшись в гостиницу, мы знакомились и читали. Стоило только зайти в столовую, сразу слышался шепот:
-То есть тебе "Идиот" понравился?
-Да! Самое любимое…
-Нууу, я бы не сказал. Мне последние его произведения больше нравятся. Ну , там, Карамазовы, Бесы.
-Я вообще Набокова больше…

Вот, что меня поразило! Вот , чему я был рад чуть ли не до слёз! Здесь все свои! Здесь все говорили о Литературе. <...> Я слушал и впитывал"
<...>
Люди поначитанней(участники олимпиады) называли меня Блоком..."

В рамках олимпиады в Курске проходил и всероссийский конкурс чтецов – «Летящий пегас». Женя решил поучаствовать, он выступил там с чтением стихотворения Бориса Пастернака. На этом конкурсе Женя взял гран-при.
Мама Жени вспоминает, как он говорил ей, что не занял призовое место, потому что "не было этой схемы, структуры, "как" писать задания". И поэтому преподаватель из Алтайского государственного университета, которая возила Женю на олимпиаду, сказала, что поможет мальчику подготовиться к олимпиаде за 11 класс, и его отправят на всероссийский уровень без городского и краевого. "И тогда я всех там порву", — говорил Женя.








Женя в "Маскараде"
Большие надежды руководитель "Маскарада" возлагала на Женю как на сольного чтеца. Он читал не только свои стихи, но и других авторов, для него это было полезно — нужно уметь не только работать в своей манере произведений. Свои стихи Женя читал в манере Сергея Безрукова, читающего Сергея Есенина. Но нужно было учиться понимать и других поэтов. И у Жени это очень хорошо получалось.

Из воспоминаний друзей
"Женя говорил, что нашим поколением можно многое изменить. Абсолютно всё. Мы можем изменить течение истории в принципе: ситуацию в городе, в стране – всё это. И он сказал ещё одну важную вещь: многие могут, но немногие делают. И Женя делал. Он брался за всё, не видел ни рамок, ни границ. Он был готов на всё..."
"...Когда мы собирались все вместе, Женя мог в какой-то момент отойти, найти укромный уголок и начать читать книгу или писать стихи. Когда он заканчивал очередной ежедневник, он заматывал его скотчем. Тем не менее, он никогда не скрывал того, что пишет, всегда давал прочесть, а когда посвящал кому-то стихотворение, то даже сам присылал его адресату..."
"...Помню, как однажды попросил меня научить его рисовать. Тогда я узнала, что он пробовал себя во всем, что только могло прийти ему на ум.
Жене очень нравилось ходить в театральную студию. Частенько рассказывал с горящими глазами, чем они там занимались, чему научился. Например, ему нравилось показывать снежинку. Да-да, снежинку. Это было очень забавно, но Жене это нравилось..."

"...Мне казалось, что он пишет настолько легко, от сердца прям, это само от него шло как будто бы. Я задавалась вопросом: а почему мне так сложно это дается? А когда мы уже стали разбирать какие-то его вещи, писали вместе, то понимала, что Жене это тоже трудно. Он пропускал через себя все, и только тогда у него получались действительно стоящие вещи. Творчество Жени — серьёзная и самодостаточная вещь, которую можно разбирать долго, много и в принципе сколько угодно..."
"...Он был справедливым, вежливым со всеми и всегда был готов прийти на помощь. Его редко можно было увидеть угрюмым. Такие люди делают мир добрее и вносят свет в наши жизни. Они просто замечательные. Но их очень мало. И их нужно беречь..."
"...Помню, как однажды попросил меня научить его рисовать. Тогда я узнала, что он пробовал себя во всем, что только могло прийти ему на ум.
Жене очень нравилось ходить в театральную студию. Частенько рассказывал с горящими глазами, чем они там занимались, чему научился. Например, ему нравилось показывать снежинку. Да-да, снежинку. Это было очень забавно, но Жене это нравилось..."

"...Не любил Толстого. По мнению Жени, он ничего не придумал нового, кроме как говорить очевидные вещи о морали, о норме. Усиливал он это с помощью расписывания на тысячи страниц с ненужными деталями. Женя говорил: "То ли дело Есенин. На своей волне двигался, делал, что хотел, «московский озорной гуляка». Он двигался на своей личности, своих идеях, вел свой образ жизни и пробивался сам..."
Наследие
Женю знали все. Не только в Новоалтайске, но и в Барнауле, Курске, Москве, Махачкале, Завьялово и Владивостоке — у него везде были друзья.
В школах, когда оглашали результаты краевой олимпиады по литературе, учителя говорили, что первое место занял "гениальный мальчик" Евгений Ходченко. Его имя было на слуху.
Всё, что Женя писал, он приносил Елене Игоревне — своей театральной маме, как сам её называл:
— Он напишет даже какое-нибудь маленькое стихотворение – и принесёт. На бумажках всяких бывало... Я всё это подшивала в отдельную папку, она хранится у меня. Женя постоянно перерабатывал стихи: вот он напишет, и вроде бы всё – готово. А потом через какое-то время приносит переделанное. И вроде бы и тоже стихотворение, а вот уже и не то, — вспоминает Елена Дацун.
В последнем своём письме Женя завещал — "Прошу!!! Настаиваю!!! Сохраните мою речь!!! <...> Братва, пишите по всему городу (на стенах) мои стихи, помечайте просто "Е. Х." Делайте, что хотите! Литературные вечера, паблики, записки, фильмы, музыку, книги. Посылайте везде, куда можно".
В 2017 году родители Жени решили издать сборник стихотворений — "Послание". В 2018 году сборник стихов получил диплом лауреата «лучший поэтический сборник — 2017».
— У нас не было проблемы сбора стихотворений. У Жени всё было пронумеровано, всё структурировано, именно так, как он хотел. Но морально это было очень тяжело. Мы буквально собирали себя каждый раз в кучу, потому что это было очень тяжело, — делится мама.
У Жени осталось ещё очень много блокнотов со стихами, и когда у его родителей появятся силы, они обязательно издадут ещё один сборник.
Презентация книги прошла во втором доме Жени — в "Космосе".
В марте 2018 сборник стихов презентовали в "Шишковке" — http://akunb.altlib.ru/2018/03/16/v-shishkovke-prezentovali-poslanie-evgeniya-hodchenko/.
И в "Космосе", и в "Шишковке" присутствовали родные Жени, друзья, близкие и известные алтайские литераторы. Театралы из "Маскарада" читали Женины стихи.
Чуть раньше, в феврале, в концертном зале Алтайского государственного института культуры состоялся V региональный фестиваль отечественной поэзии «Светлана». В номинации "Авторское стихотворение" победил студент АГИКа Роман Лепешкин, он был награждён специальным призом имени Евгения Ходченко "Симпатия", а воспитанница театральной студии им. народного артиста Гончарова Екатерина Яковлева выступила со стихами Жени.
Также в 2018 году состоялась премьера песни на слова Жени — "Романс". Вокал — Анастасия Болотина, музыка — Анастасия Никольская.
А студентка Ленинградского колледжа, учившаяся в одной школе с Женей, выступила на конкурсе чтецов с его стихами.
В Новоалтайске вы можете встретить строфы из стихов Жени, они в этом городе повсюду, и надписей становится больше и больше.
А вот в Белоярской школе среди старших классов были проведены классные часы по Жениной поэзии. Все педагоги школы отметили, что таких классных часов не было никогда: в классах не было шума, а дети подготовились и выучили стихи Жени. Руководитель театрального кружка в Белоярской СОШ потом рассказывала маме Жени: "Вы представляете, его нет, а его книга есть, и она не просто есть, а она работает".
Поэт Барнаула Евгения Ткалич, с которой Женя взаимодействовал, когда издавали сборник "Пять шагов", говорила: "мы [алтайские литераторы и поэты] были просто шокированы. Мы считали Женю нашим новым Робертом Рождественским. Он был настолько талантлив. Мы не сомневались, что его стихи будут знать все".
— Мы Женей безмерно гордились и гордимся. Он прекрасный человек. Хороший поэт. И хочется, чтобы память о нём жила как можно дольше. Я понимаю, что и он, и его творчество продолжают жить, — мама Жени.
***
Ещё одна бессонная…
Пока дымился Вингстон,
Всё небо разрисовано
крутым сюрреалистом.

Свистит на плитке газовой
Пузатозадый чайник.
Товарищ, ври, рассказывай
О фабулах случайных…

Глотаю площадь тихую,
Задумчивые клёны,
Пока две стрелки тикают
И стынет чай зелёный.

Ещё одна бессонная…
Мне вспомнится ноябрь.
Ночь майская спрессована
И брошена на ямбы.

21.05.16
***
Я сбился с пути и влажного грунта не чую,
но слышу вселенскую радость и ценную скорбь,
Бомжую, как Миша, и вечные раны врачую,
Лилея давнишний изменой истерзанный горб.
Я сбился с пути, и меткой обманут на карте,
Я вышел. Я лишний. Мой путь удивительно скор!
Но всё же лишая сухого асфальта, оставьте
вселенскую радость и ценную, светлую скорбь.

12.06.

Друзьям
Словарь синонимов, Братва,
лежит на лавке. Мокнут грядки.
Луною скошена трава,
И я , Братва, теперь в порядке.
Эх, мне бы к вам пожать ладонь,
Опорожнив скорей бутылку…
…Я воротник прижму к затылку
и брошу рукопись в огонь…

Приятно знать, что далеко
в провинции осушат тару
и за тебя (Сюда б гитару,
Братву и Мудрого татара,
но, жаль, доехать нелегко.)
…В квадрат распахнутых гардин,
как счетовод, басит Кукушка.
Лукаво смотрит синий Пушкин
на догорающий камин.

17.06.

Возвращение
Я вернулся в когда-то покинутый угол,
та же серость и сырость. Ищу балахон.
И закат мне напомнит не вынутый уголь
и сосну, что скребётся рукой о балкон.
Нас провинция всех, будто рыбу, поймала в
непролазную сеть… Вот такой анекдот.
Развелось челкарей, быдлоты, неформалов,
а поэтов считает заплаканный кот.

23.06.

***
Не то, чтобы сердится дождь – по флангам кидая каюту;
Не то, чтобы яростный шквал – осины срубать на корню.
А просто стою шутом, лишённым тепла и уюта,
Смотрю на крутой пейзаж и "Пепел" Бумбокса бубню.
Деревья ушли в отрыв. По-прежнему пахнет пекарня.
Сосна матерится на ветер, прислушалось к ней вороньё.
Надеюсь, когда-нибудь и вашего нового парня
настигнет сестрица-совесть, как в тёмном квартале ворьё.
Зарывшись в гранит наук и в слой мандариновых корок,
Куда-то уходит мысль, так камень кидают в брод.
Смотрю на крутой пейзаж, на мокрый и круглый пригорок,
И он будто мраморный профиль, когда вы приподняли бровь.

19.06.

***
Я останусь на ваших губах отголоском,
Сладким стоном и прерванным криком извозчика,
На халате из щёлка упругой полоской,
Утонувшего в полночь хребта - позвоночника.
Я останусь (о, если вы только позволите,)
вереницей вещей или солнечным зайчиком,
пробежавшим рысцой по заваленной комнате,
леденцом, сладкоежкой упрятанным за щеку.
Взгляд пробьётся сквозь солнце укором презрительным,
Разрывая уколом кулису Parlament'а.

Я останусь поклонником,
братом
и зрителем,
в этом зале глазами привинченным намертво.

27.06

"Молодым авторам , начинающим, таким , как я, советую мало публиковаться, но много работать в черновых вариантах. Поэзия, как и литература в общем, намного шире той, которую нам преподают в школе…
Спасибо всем, кто рядом. Братве. Учителям. Космосу!!! Спасибо Курску, Владивостоку, Завьялово. Верьте в свет, в добро , в человеческую совесть. Не бывает плохих людей, бывают люди, идущие не по тому пути. Здесь можно развернуть большую речь на тему "а кто сказал, какой путь Тот, а какой – Не Тот" и т.д. Но сегодня не время!
Люблю вас
", — из записей Жени на его стене во "Вконтакте".
При поддержке семьи Евгения Ходченко.
Отдельное спасибо друзьям Жени:
Анастасия Болотина, Артём Строчков, Анастасия Рябоконева, Юлия Дулова, Арина Тюрина.

Фотографии из личного архива семьи Ходченко,
со страницы Евгения "Вконтакте" — https://vk.com/evgenhodchenko,
из группы памяти — https://vk.com/club138221035.

Проект выполнен:
Елена Кукина (ПолитСиб.Ру), Евгений Крупин (Алтапресс.ру),
2019
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website